Мы ездили во второй половине сентября 2005 года. Начиная с конца августа я стал собирать снаряжение, искать попутчиков. На форуме Костю, оказалось что на тот момент он так и не съездил ещё. Долго договаривались. С этим самым Костей, который оказался из Вологды определись со временем и маршрутом. Потом к нам присоединилась ещё Галя из Питера. Правда Галя отправилась туда раньше нас и уехала тоже раньше.

Туда ехали почти с Костей четверо суток плацкартом. На вокзале в Иркутске нас встретила Галя и один знакомый знакомого Кости Антон, который там живёт. Прибыли в 11 часов по местному времени, то есть в 6 утра по Московскому. Сразу поехали на автовокзал. Планы были отправиться на Ольхон. Галя многое знала где что находиться, Антон и подавно. Так что ориентироваться было легко. Оказалось что 11 часов это уже поздно. До острова 300 километров и автобус едет с утра до вечера раз в день. Правда местные таксисты-китайцы предлагали на машине до туда всего за 5000 или даже за 4000 рублей. Короче помыкались и взяли билеты на следующий день, рублей по 200, кажись. А сами отправились в гостиницу "Спорт" не далеко от реки, рынка, улиц Ленина и Карла Маркса, т.е. в центре. Про гостиницу Галя разведала.

Долго носились по городу: искали газовую горелку.

Ещё ходили на набережную. Набережная у них абалденная! Река Ангара тоже! Ну и потом пиццу искали. Вот тут было я чуть не разочаровался в Иркутске. Ну ни одной пиццерии. Но нашли - в двух шагах от нашей гостиницы. 2 ларька. Встали к одному в очередь, перед прям перед нами лавочка закрылась, работает до 23 часов. Встали в очередь к соседнему. В соседнем сжалились и продали. Это было счастье! Баллоны для горелки, кстати, тоже впритык за несколько минут до закрытия удалось купить. А они ой как пригодились потом.

На следующий день рано утром поехали на Ольхон. Вообще в Иркутске гор не видно. Зато чем ближе к Байкалу тем круче. Пейзаж красивый открывается. Горки небольшие, но крутые. Лес то есть, то нет. Некоторые деревья ярко жёлтые. Особенно издалека отдельные деревья не различаются, а видны ярко жёлтые пятна среди зелени.

По дороге останавливались на обед. Не дорого и сытно. Местное блюдо там "позы" - две большие пелемешки. Ещё кое-где по чуть-чуть останавливались. Почти перед Байкалом остановились в какой-то деревушке. Деревушка в яме, ничё вокруг из пейзажа не видно. И стояли пол часа. Рядом местных свинюшек увидели и ай-да фотографироваться. Я Костю раз 20 щёлкнул, на последнем кадре прям на фотографии выразительно видно как он идёт ко мне на встречу и выражает: "скока можно?".

На остров перебрались вместе с автобусом на грузовом пароме. Маршрутный автобус туда пускают в первую очередь. В сентябре конечно желающих мало, но я читал, что бывают ужасы столпотворения летом.

Поехали по острову. Попросили нас выкинуть. На пол пути. Там озеро рядом с Малым морем. И посреди Ольхона тоже вроде как есть солёное озеро Шара-Нур. Был не холодно, но сильный ветер. Нормальная осенняя погода. Подошли к озеру. Прибой как на море. Я слазил за водой и искупался.

Воду пили свободно не кипячёную. Затем пошли в глубь острова в лес. Там среди скал то самое Шара-Нур. Но до него мы так и не добрались - не нашли. Потом я понял, что свернули рано. Была карта, но по ней хорошо ориентировались на открытой местности. А в лесу уже савсем не то. Хотя можть опыта не достаёт просто. Переночевали в лесу. Там тихо, спокойно. Ветра нет, не холодно. Лес редкий. Дождей там вообще мало. А грибов навалом. Но в эту ночь моросил дождик, который продолжался целый день.

На следующий день в обед тронулись. К вечеру пришли в деревню Хужир - самую крупную на острове. Там оставили вещи, поужинали в усадьбе Бончарова.

Случилось самое страшное, что со мной было за время путешествия. Лопнули банки со сгущёнкой которые лежали на дне рюкзака. Причём все обе сразу. Потратил ведра два деревенской воды, чтобы её смыть, и провозился около часа.

Вечером в темноте отправились на берег. При шквальном ветре ставили палатку. Прижали её булыжниками, что бы не сдуло. Приятное такое ощущение внутри, когда тепло и уютно, а с наружи всего в нескольких сантиметрах стихия. О костре и мыслей не было. Готовили на горелке.

Утром Костя отправился на ловлю воды.

Далее Наполеоновский план. Цель - дальний край острова - мыс Хобой. А это, как потом узнали, 47 километров. К вечеру прошли только треть пути. А запаса времени было 2 дня. Было 16 сентября, а у Гали на 18-е был куплен билет домой. В деревне договорились с одним бурятом и за полторы тыщи доехали на уазике. Прибыли к закату. Снимков много хороших получилось. Место вообще замечательное, про него можно долго отдельно рассказывать.

Назад рассчитывали на то, что приедут туристы и с ними мы сможем уехать.

Поселились в прибрежном лесочке. Мест стоянок туристов хватает. Я долго носился за водой. Взял котелок верёвку и в темноте с фонариком пытался спуститься к воде. Носился долго. Чем ближе к воде, тем круче становился берег. А дальше обрыв. Несколько раз спускался и поднимался. Причём поднимался всякий раз выше палатки, потом аукались и я спускался опять. Короче обошлись третью бутылочки воды, которую я случайно нёс с собой.

На утро продолжил попытки, и нашёл, правда обежал перед этим все стороны. Самое интересное оказалось что тропинка ведущая к воде спускается к ней прямо вниз от места нашей стоянки. Вид снизу.

Назад ехали с 3-мя немцами и одним водителем-переводчиком. За 500 рублей до Хужира. Причём с увеселительными остановками в интересных местах. Которые немцы не захватили на пути туда. (забавная фраза, а так понятно) Кстати, и в этот раз нам опять повезло. Когда Костя договорился, я как раз был в низу. И пришёл бы я чуть позже они бы уехали с Галей и грузом и мы бы с Костей пошли бы налегке пешком. Нам понравилось-гид как водитель нас вёз. Дорога извилистая, вся в ухабах среди леса. А он едет в пол оборота о чём то болтает по-немецки с немцами, на дорогу лишь изредка поглядывает.

В Хужире поселились в гостинице по 150 рублей. Купили билет Гале до Иркутска. Отоспались. Купили билеты себе. И поехали в Иркутск. А дальше описание отосланное Гале от меня:

Вот, значит, рассказываю, пока, надеюсь, не забыл:

Последний раз мы тебя видели, по-моему, на автовокзале в Иркутске. Ну, как приехали, я Костю оставил с вещами на вокзале, а сам побежал покупать флешку для фотоаппарата, продукты и ещё что-то. Через полтора часа я вернулся всё купил в том числе флешку на 512 мегабайт и мы поехали на автобусе в Листвянку. У водителя Костя узнал где слезть что бы поближе к парому. И мы слезли вовремя. Как раз успели к последнему рейсу. В общем, до самой Листвянки мы не доехали и рыбой значит нам не суждено было отравиться. (Просто Галя рассказывала, что она там рыбой до нас несвежей поела) Паром нас уже ждал. Мы в него сели и поплыли. Приплыли. Увидели рельсы КБЖД (кругобайкальской железной дороге). По ним ехал поезд. Необычно 3 пассажирских вагона и 2 грузовых. Я его снял на видео. Там вокзал новый построили, говорят в 2005 году. Ну мы немножко покрутились купили недостающие макароны, которые, правда, не понадобились до такой степени что я привёз их в Тамбов и пошли. Прошли где-то около часа. Под скалой нашли место и поставили палатку. Перед тем как ставить Костя подошол к скале и пощупал, попробовал отковырнуть кусочек. Потом сказал что надёжная, ну мы и поставили.

Уже темнело. Включил фонарик. Тут Костя показал мне недалеко плывущую яхту, сказал что это какая-то подозрительная и за нами могут следить и мы решили фонариками не пользоваться. А не то нас заметят и прогонят потому что было мнение что палатки низя ставить. Костя типа читал на форуме что были случаи. Правда через минуту мы с ним стали соревноваться у кого ярче светит фонарик. Без ложной скромности пишу - у меня ярче. Мои 5 светодиодов светили ярче его 24, я как раз вставил новые батарейки. И после этого мы наплевали на всякую маскировку. Костя решил, что чему быть того не миновать, если захотят нас и так найдут. А вообще это конечно глупости. Воду я добывал с помощью верёвки и котелка. Там берег Байкала укреплён бетоном. Сварили фасоль на костре. Оказалось очень вкусно, аппетитно, мне понравилось и я вскоре захотел даже ещё. Ночь была безветренная. Проснулись в 10, сварили завтрак на костре.

Утром вид поинтересней отрылся. Небо было, кажется, чистое. Воздух прозрачный. На том берегу Байкала были видны снежные вершина. Такое ощущение что противоположный берег не реальный, как будто декорации. Я сказал об этом Косте, а он стал фантазировать, говорит примерно так: "Да, и вода недалеко вон кончается. Катера это только кажется, на самом деле это люди бегают с рисунками катеров на фанерках. И всё это для нас!"

И в 2 часа только тронулись в путь. Вообще вся дорога от порта Байкала - 82 км до Слюдянки. Вскоре идти пришлось прямо по шпалам. Тропинка вдоль ресльсов пропала. Чем дальше тем круче местами был берег. Интересно было пройти по туннелям. Причём было и так что из одного туннеля видно следующий. Попадались длинные туннели, такие что внутри абсолютно темно. Попалась пара туннелей, которые были не над железной дорогой а рядом с ней. Причём внутри туннеля ничего не было. Фиг знает почему так. Костя по началу задумал все туннели фотографировать. Где-то после десятого он забил на это дело. Я то и дело отставал что бы что-нибудь сфотографировать. Ведь у меня памяти не меряно. Встретили троих туристов, которые шли на встречу. Они вышли, говорят, из Ангасолки - посёлка рядом со Слюданкой и шли третий день. Вид у них был замученный. Это было видно даже в тоннеле. Так что, при желании за три дня пройти реально, а при большом желании даже за 2, а если на поезде так и вообще быстро.

По КБЖД идти интересно было только по началу. Потом уже как-то не прикольно становилось вот причины:

1. Идти не удобно. Когда идёшь по шпалам во время ходьбы приходиться смотреть на них а не любоваться красотами вокруг, чтобы не промахнуться. Причём шпалы расположены не равномерно поэтому приходилось то семенить то делать гигантские шаги.

2. Никак не пропадал из виду порт Байкал. Он достал просто сначала Костю, потом меня.

3. Костя в конце дня вымотался. Я тоже устал, хотя если надо мог бы и дойти но уже было не интересно.

4. В перспективе ожидалось то же самое, те же шпалы, тот же крутой берег. Те же туннели.

На какой-то станции мы уточнили у местных когда едет поезд из порта Байкала в Слуюдянку. Оказалось действительно ночью вроде как трогается 2:30.

Часам к 10-11 вечера мы подошли к какой-то станции и стали ждать. Позади было, по-моему километров 25-30, не больше. Был ветер, было жутко холодно. Костя сел на лавочку на станции, а я стал искать, где нам лучше перекантоваться. Побывал над туннелем. Там были пологие места, но всё заросло высокой травой и кустами. Ну, короче, расположились на пляже. Купаться и загорать что-то не стали. Пытались согреться. Я уговорил Костю поставить палатку. Ну по быстрому не на полную мощность, без тамбуров и 3,4 и пятой палки-держалки. В палатке значительно теплее. Хотя когда ставили, а потом убирали было ну очень холодно от ветра. Ветер дул правда помедленнее чем там у скалы Шаманки, но зато холоднее. Попили чайку приготовленного на горелке. Удалось вздемнуть часа 1,5. В 2:30 проснулись, собрались и только вышли на станцию подошёл поезд. Как нам повезло! 5 минут, или может даже 3, или нет 2 минуты позже и мы бы не успели. Поезд тормознул. Мы заскочили и он поехал. Прикольно! Этот поезд останавливается наверное по типу маршрутного такси - если кто-то есть на станции тормозит, если нет едет дальше. Остановился дверями напротив нас. Только мы заскочили и он сразу поехал дальше. За окном видно было плохо. После мыса Половинного удалось ещё немного поспать. Ехал действительно медленно. В Слюдянку мы прибыли только к 8 часам.

Именно на Слюдянкинском вокзале я впервые узнал от местного милиционера, что низя вокзалы фотографировать. Зато пока ехал в Иркутск я половину вокзалов по дороге перефотографировал. Слюдянка оказался захолустным городишкой. Там была всего одна гостиница "Перевал". Поузнавав мы доехали туда на маршрутке. В гостинице одна тётка нам посоветовала днём погулять и прийти только на ночь. Так можно было заплатить не за сутки а за половину. Сутки там стояли 330. Ну мы оставили вещи и пошли искать:

1. Дорогу к пику Черского. То есть, как и на чём можно добраться.

2. Туалет

3. Кафе

В итоге:

1. Дошли до вокзала и договорились с таксистом за 100 рублей, что бы он подъехал утром к гостинице и довёз нас как можно ближе к пику.

2. Туалет я нашёл, но он не работал.

3. Кафе либо не попадались, либо попадались но ещё не открывшиеся, либо попадались но не кафе а рестораны слишком пантовые и дорогие, либо попадались вроде только вывески "кафэ", но всё наглухо было закрыто и отсутствовали таблички когда работает. Короче назад дошли пешком до гостиницы сняли номер на сутки и пообедали в столовой и решили проблему №2.

Отсыпались до вечера.

Я вечером часа за 3 обежал всю Слюдянку и слазил на горку вокруг которой была Слюдянка. Захолустный городок. В нескольких районох стояли по несколько 4-х этажек. В остальних частные дома. Там у меня есть фотография на которой плакат с текстом: "Нам дорог город на Байкале, хоть не велик и с виду прост:" - ну прям поэзия. Ещё там река протекает с интересным названием: "Похабиха".

Вечером приняли душ. Нас, правда, чуть не разочаровали отсутствием горячей воды. А было холодно. Правда она всё-таки вечером потекла. Мы сложили часть вещей в мешочки и оставили их в гостинице. Там как раз дежурила тётка, которая подрабатывала проводником на пик Черского. Костя с ней поговорил, расспросил, как добраться, она его попугала. То есть посоветовала быть осторожней. Во-первых гврит, местные жители стали агрессивными к туристам, во-вторых браконьеры, гврит, не любят оставлять свидетелей, в третьих в тех местах есть дикие медведи. Да и вообще там холодно. А ещё она сказала, что туда куда мы собрались ехать на такси ездят маршрутки за 7 рублей и даже не туда а гораздо ближе к пику. Ну ладно фигня.

Cпали.

На следующий день собрались вышли к 8 к выходу. Таксист задержался минут на 15. Извинился. Довёз до куда смог. Костя попросил его довезти до вершины. Но водитель заломался, уговорить не удалось.

Мы доехали чуть дальше конца Слюдяки. А дальше шла дорога по которой можно было проехать только на тракторе, грузовике, танке и т.п. Путь пролегал в долине между двумя хребтами небольших гор. На снимках всё есть. Дорога была усеяна каменными глыбами и кроме того она постоянно пересекала один и тот же ручей. Ручей глубиной по колено. Течение быстрое. Автомобильных мостов естественно нет дорога пролегает прям по воде. Зато для туристов где надо сделаны переправы. Либо два сбитых брёвнышка, либо два сбитых палочками брёвнышка, либо два сбитых брёвнышка и перила. Фотографий куча, лучше это увидеть на снимках. Есть видеофрагменты, как мы перебираемся.

Интересен вот эпизод. Мы подошли к месту, где дорога пересекает ручей на тот берег. Бревна нет. Но есть вроде бы камушки, по которым надо перепрыгнуть. Мне лучше это удавалось. Костя при попытке промок и пошёл вдоль ручья искать место, где можно пройти проще. Это всё продолжалось медленно и долго. Он шёл, пробовал, опять шёл и пробовал, пока не дошёл и допробовал до того места где дорога опять возвращается на тот берег. Я ради спортивного интереса перебрался сначала один раз потом другой. А перебираться вовсе было не обязательно.

После нескольких переправ нам встретился брошенный запорожец. Как-то смешно, глупо и интересно то, как он вообще там оказался. Туда же проехать не реально. Мы не стали дожидаться, пока нас попросят помочь его вытаскивать и заторопились дальше.

Позже услышали вроде как гул машин и спрятались, но ничего не дождались и пошли дальше.

Где-то на пол пути кардон. Он на тот раз состоял из домиков, беседки, девушки, которая за деньги продавала чай и перекусить. Ну мы попили чай с пирожными, пошли дальше.

Переправ было штук 15. Глыбы по дороге попадались всё крупнее, подъём всё круче. А-а крокодилы, бегемоты, а-а, обезьяны, кашалоты, а-а: (это я так, песенку вспомнил) Идти было всё интересней. Всё интересное я фотографировал. А интересно было всё.

Скоро тракторная дорога кончилась и пошла дальше тропинка. Причём тропинка очень уверенная за долгие годы протоптанная настолько, что вросла местами по колено в землю.

Скоро стал попадаться снег. Сначала он был виден на горах по сторонам. Потом под ногами. Потом снега стало много. Я переобулся в берцы. Костя наоборот из Слюдянки вышел в ботинках, потом шёл в кроссовках и когда я настала пора переобуваться он не стал, так как в кроссовках значительно удобнее.

Часам к 5 вечера вышли к метеостанции. Постучались. Там был метеоролог. У него оставили вещи. Костя оставил рюкзак целиком. Я выложил из своего часть. Взял тёплые вещи, горелку, всё для чая, воду. А да, кстати, в Слюдянке я запасся в гостинице 5-ю литрами воды и тащил её всю дорогу. Правда 1,5 литра выпил по дороге. Костя некипячёную воду пить принципиально отказывался. Хотя мы шли вдоль ручья. Но ведь я не знал, сколько он нам будет ещё доступен. В общем мы оставили вещи. Правда метеоролог нас уверил, что всё равно никого нет до ближайшего посёлка 20 км, для туристов не сезон и вещи спокойно можно оставить под ёлкой. Ещё он рассказал как добраться до вершины. Правда это не помогло. В этот вечер мы пошли не на вершину, а сами того не ведая фиг знает куда. Сначала поднимались на соседнюю горку. Долезли до ёлки перевязанной ленточками. Потом было стали подниматься по тропинке, потом показалось, что по этой тропинки давно никто не ходит. На полпути между ёлкой и вершиной горы решили вернуться и продолжили путь по более уверенной тропинке.

Ну тропинка сначала огибала горку потом стала куда-то спускаться, потом стала ещё больше спускаться. Мы шли до тех пор, пока не осталось 2 часа до заката. Остановились на стоянке видимо охотников. Там есть фотографии с чучелом птицы и надписью на круглой таблички "Байкальский Оберег" - это оно.

Вернулись когда солнце к закату. Место, которое запомнили для палатки искали уже в темноте. Не нашли, нашли другое. Поставили палатку. Место было не на склоне, только не ровное. Так что спать пришлось в раскорячку. Ночь была жутко холодной для меня. Косте хватило одежды. Я нацепил свои 2 водолазки, майку, рубашку, куртку, спальный мешок и два раза просыпался от холода в 3 и 8. Оба раза согревался газовой горелкой. В восемь часов поджёг стал сначала просто греться потом, решил не тратить огонь и вскипятить воду потом решил попить чай. Потом спал дальше. Часов в 10 стали собираться. Утром так чудесно было выбраться из палатки, потому что красиво. Снег, редкие сосны, вокруг горы, голубое небо, свежий воздух. Я бы там пожил недельки 2 хотя бы.

Значит собрались. На этот раз вещи оставили под ёлкой. Запомнили где. Я взял рюкзак. В нём всё для чая. И на тот раз не взял воду. Ведь снег - это в перспективе вода. На этот раз мы точно знали как идти поскольку точно узнали дорогу у пятерых встретившихся вчера охотников. Уверенно забрались сначала на одну гору, потом на следующую и через перевал на пик Черского.

По дороге Костя сделал вывод, что он всё-таки не смог бы работать чеченским боевиком, потому что боевикам надо лазить по горам, а ему это тяжело даётся и поэтому у него профнепригодность.

Перевал не простой оказался, пришлось карабкаться. На пике побалдели часа 1,5. С погодой очень повезло. Ветра на вершине почти не было. Было тепло так что можно было загорать. Описывать красоту не буду, всё есть на фотографиях. Ещё мы с Костей думали, что неплохо затащить на гору ванну, чтобы её можно было принять. Потом, подумав, решили, что на вершине лучше баня, и там продавать чай и еду туристам.

Я бы побыл там ещё но Костя торопился, ни знаю куда. Да и тучки какие-то показались. Так что мы стали возвращаться. Решили переночевать как можно ниже. Часам к 10 пришли к кардону, там доели все оставшиеся консервы и попили чай, приготовленный на горелке. И пошли дальше.

Решили больше не останавливаться. У меня тогда появилась идея успеть в Тамбов к субботе хотя тогда уже был четверг. Пришли к гостинице в Слюдянку, где оставили вещи к 3 часам ночи. Костя был никакой. Я тоже устал, но ещё держался. Завалились в гостиницу. Костя вызвал такси. Приехали в гостиницу и там контавались до 7:26. потом на поезде доехали до Иркутска. И в 7:26 по Московскому времени я приехал в Тамбов! Костя поехал поездом, я самолётом до Москвы от туда поездом до Тамбова. Успел на день туриста. Мы пол 4 вечера пошли в поход с ночёвкой. В последние выходные сентября каждый год у нас в одном месте леса собираются туристы, поют песни всю ночь под гитару. В походе ночью часов с 2 до 3 я клевал носом, а в остальное время держался. Мы с другим Костей легли в 6 часов утра. Причём сначала пытались устроиться в большой палатке. Там уже было человек 15. Места нашли только для одной Оли. Костя, правда пытался, устроиться где то, потом плюнули на это дело и пошли в отдельную палатку, стащив у кого-то спальник. Легли на рюкзаках. Перед тем как засыпать громко пожелали соседней палатке доброго утра. Часа 1,5 даже поспали.

Hosted by uCoz