Почитал дневник Инны про Камчатку http://www.liveinternet.ru/users/dubge/ и захотел тоже описать эпизоды, мысли, чувства, фразы, виды связанные с этим путешествием. Вот недавно правую руку сломал. Появилось временя этим позаниматься. Постараюсь писать не про всё подряд, а только что мне кажется интересным. Пишу как умею и как мне хочется.

Вступление

Года два сознательной жизни мечтал полазить по Камчатке. Примерно со времён поездки на Байкал. Ходил и болтал многим подряд, «хочу на Камчатку», «хочу на Камчатку». Там вулканы, гейзеры, дикий край, говорят, очень красиво. Примерно до апреля 2007 понятия не имел с кем и как. Собирался поискать в инете попутчиков, всё откладывал и как-то всё-таки начал весной и сразу встретил Верино анонимное объявление на www.skitalets.ru. И всё получилось! Сознание формирует реальность.

Состав группы

Москвичи: Вера - организатор путешествия с Ваней, Лиза - врач, Маша - завхоз (пищевой организатор), Оксана; Петербург: Макс с навороченным фотоаппаратом и Инной, Слава; ну и Тамбов: Дмитрий - реммастер - я который, Юра - прочитал в газете про моё намерение посетить Камчатку и тоже поехал.
Группа набралась замечательная! Очень повезло! Люди хоть и из больших городов, но простые, пальцы не гнули и не загонялись. Я высказал своё удивление по этому поводу, на что Маша ответила, что они все свои московские замашки оставили дома.

Аэропорт. Москва

Когда провожали, родственники подарили мне мачету - такой большой тесак для прорубания тропы в дремучих зарослях. Как раз для меня - я же лёгких путей не ищу. В аэропорту нас уже ждали все кроме нас с Юрой. На входе в здание аэропорта ко мне приматался охранник на входе. С упрёком, что нефига холодное оружие везти в самолёте на Камчатку, что ни положено и вообще топоры и всё такое должны на Камчатке выдавать. Ну блин, я ж это в багаж собирался сдавать. Не, низя, а то нафик выстрелит или рванёт, опасно. Ментов вызвал. Мент подошёл, предположил, что я эту хрень в салон собираюсь брать. Спросил, что я там колбасу, что ли этим собрался резать. Короче мент оказался нормальным и всё уладилось. Ну это на входе в здание аэропорта задержали. Зато при проходе на посадку вообще внимания не обратили на этот тесак.

Камчатка

Прилетели на Камчатку, добрались до Петропавловска. На фотке изображен этот областной центр. Вокруг сопки город и расположен. Даже один дом новый (слева).
А вот у них народ приспособился бельё сушить. Практически от каждого балкона на блоках тянется верёвка к столбу, к дереву, к соседнему дому или вдоль стены..
Помню, прилетели, расселились по двум квартирам и вместо того, что б поесть и поспать с дороги сонные и голодные шатались до вечера по городу. Ну конечно и мне было интересно город посмотреть. Тем более что, наверное, в честь нашего приезда праздник "день рыбака" на этот день перенесли. Ну правильно! Пока нас не было у них там дожди шли, начиная с мая. А нас по Камчатке сопровождала хорогая погода. Дождь пошёл только когда тронулись в обратный путь.
За полчаса до закрытия всё-таки зашли в кафе. Это наша группа в нём, все кроме меня.
А на следующий день заброска 70 км на большой машине по раздолбанной дороге. Водила делал остановки в нескольких интересных местах. Одна из них горячая ванна для матрасников. Сказал, что нам она кстати, так как понадобятся силы на восхождение.
Действительно вода льётся ванночной температуры. Человек 10 там умещается побалдеть. Я тоже туда лазил, только по ощущениям не зарядился энергией, а наоборот размяк.
С высоты разузнал про горную речку там внизу. Это вид с площадки, где источник. Внизу видна наша машина, а за ней где-то в зарослях речка. Быстренько сгонял, окунулся. Талая вода горной речки - вот это действительно бодрит! Правда, совсем быстро не получилось, так как меня начали уже искать.
А вот ещё остановка. Здесь, по словам водилы, лавиноопасное место. Подумать только! Вон с той далёкой горы сугробы до дороги долетают.
А водопад высокий. Из под ледника стекает.
Вот он же поближе. Там ещё внизу людей видно для сравнения. Услышал предложение кого-то из наших: "А давайте мы туда быстренько сбегаем!". Водила сказал - по времени 40 минут туда 25 обратно.
Ещё одно интересное место. Мы ведь ехали по дороге на геотермическую станцию. По ней круглый год ездят. А снег в июле, мягко говоря, не потаил. Остановили, мы повыскакивали и давай друг-друга фотографировать.
Водила нас выкинул в каком-то неуютном месте и уехал. Проводник, кстати, нас тоже кинул, давно уже. Маршрутизатором была Вера, а у ней были распечатки разговоров по аське про Камчатку.
Разбили лагерь. Устроились уютно.
И полезли на потухший вулкан Горелый. Посмотрите, как они за мной карабкаются
А я уже заглянул по ту сторону. Оттуда ветер выбрасывал частицы чего-то.
Я на вершине кратера. Не знаю что это за труба.
Внизу под столбом бутылочка с чаем. Вот оказывается куда она делась! Фигня. Таких бутылочек в любом ларьке навалом.
Скоростной спуск. На спуске у меня промокла первая пара кед. Но я не расстроился. Я разумный и предусмотрительный. У меня была ещё вторая пара таких же кед.
Спустились. Приготовили и съели ужин за оживлённой беседой. Из вершков и корешков каких-то растений умудрились сообразить костёр. Декоративный в эстетических целях. Как будто мы туристы и сидим у костра. Смеркалось. Пылал закат. Хороший, тёплый, безветренный вечер. Необычный пейзаж вокруг. В хорошем расположении духа разбрелись на ночлег. Мы с Юрой тоже пошли дрыхнуть в совсем новую палатку, купленную ещё вчера в Москве.
Через час-два я проснулся от пученья. Колышки, растягивающие тент, повыдергивало порывами ветра. Я вылез в поисках камней, чтобы ими укрепить палатку. Юра вроде как храпел, и будить я его не стал. Спокойно нашёл два нормальных камушка, возвращаюсь и вижу картину. Стоит Юра и держит за край палатку. Та деформировалась и развивается над землёй. Оказывается, Юра тоже решил выйти. Долго мы за неё боролись. Кое-как взгромоздили, понакидали на края булыжников. Вещи те, что смогли найти, затащили внутрь. Даже спать легли. Краем глаза я видел, что палатка Макса с Инной вообще наполовину открылась. Но они как-то, шумно, но быстро её закрыли и стали обкладывать камнями. К утру у них получилась крепость. А мы продолжали борьбу. Девчонки предлагали нам по очереди ночевать у них. Так как они только на одного согласны были. Под утро вытащили дуги, и палатка приняла форму моего тела. Дождя не было и было не холодно. Плохо, что никто не догадался поснимать эти интересные события.
Вот только результат на утро есть
Утром ветер не прекратился. Готовить завтрак было проблематично. Я нашёл безветренное место и уговорил дежурных приготовить там
Макс с Инной готовили в палатке и прожгли коврик всего в одном месте. На коврике у них оставалось ещё много непрожжённых мест для будущих завтраков. Ещё слышал про то, что у них всё вроде цело, но именно ложки ночью унесло. Потом всё нашлось.
Пошли. Идти было жарко, но раздеваться до трусов я не стал - солнце активное. Что не засунулось внутрь рюкзака, прицепил снаружи.
По дороге встретилась округлая площадка, обнесённая камнями. Сделали остановку.
Под одним из камней я обнаружил углубление. Я стал бегать, махать рукам, кричать: "я нашёл пещеру!". Но народ не реагировал. Наверное, налазились уже в крымских пещерах. Полез я туда один. Метров 15 на пузе я прополз.
Вот вид изнутри. Чуть правее выход. Из центре снимка на меня уставился какой-то пещерный обитатель.
На дне долины, вдоль которой мы шли, кишела зыбкая сжиженная грязная лужа. Как я понял, мы с Максом пошли пробовать переходить на тот берег. На фотке видно, как Макс уже почти добрался.
А народ нас ждал на том берегу.
Вода холодная, песок горячий. В одном месте вода реально тёплая. Чуть в сторону, уже холодная. Перешли туда, обратно, порезвились, искупались. Остальные, кроме Инны, посмотрели и пошли куда-то, искать сухой путь, наверное.
Встретились. Нашли низкое место. Правда до нашей следующей цели - вулкана Мутновского далековато
Вечер только ещё начался. Я и Макс с Инной пошли к подножью вулкана искать каньон Опасный. Я думал, что нашли. Вид сверху.
Окунулись в нём, держась за камень. Вернулись, вопрос "нашли?". Я рассказал, что видели там такое! Ну, такое! Водопады! Не, ну не водопады, пороги! Ну, в общем, ручей.
А к настоящему каньону Опасный выбрались только на следующий день. Сидим на краю, балдеем. Юра предложил послать меня на разведку на тот край. Как лучше подойти вон к тому раздвоившемуся ручейку. Стоит ополоснуться. Мальчики налево, девочки направо.
Вид каньона с кратера вулкана, снятый позже
Забрались вдоль каньона повыше. Там уже ручей не в углублении. Но перепрыгнуть нереально. Вброд снесёт, нафик. Пробовали в ручей бросать камни, чтоб по ним перебраться. Бросишь булыжник, он бултыхнётся и слышно как на дно падает уже метра три ниже по течению. Перебирались по снежнику над ручьём. Для страховки Юра достал верёвку, привязал товарища и пошёл за ним. Так что, когда тот оказался на том берегу, Юра практически тоже оказался на том берегу. Я перебрался сам на пузе, стараясь распределить по большой площади нагрузку себя на корку снега. Правда, забыл штурмовой рюкзачёк. Остальные выпендриваться не стали и спокойно прошли ногами.
Добрались до края кратера. Дымище в этот день не по фигне оттуда валило. На фотографии в углу дыма можно разглядеть силуэт Макса.
Дым валил выбросами. Временами он рассеивался. Так что можно видеть как дымился край кратера.
К моему великому разочарованию внутрь кратера в этот день мы спускаться не стали. И дальше вверх не полезли.
На спуске ели трудноразжовываемое мясо. Сели в вытянутый круг, жевали и передавали пожевать следующему.

Ходить в этих местах было достаточно легко. Растительности мало, грунт твёрдый, снег таящий, не скользкий и достаточно спресованный. Но случалось так идёшь уверенно! На границе таящего снега и грунта неожиданно проваливаешься в зыбкую жижу по колено. Лазинье по Камчатке - отличное испытание для кед!

На следующий день пошли опять к вулкану. На этот раз разделились на группки. Юра, Оксана, Маша пошли в кратер по тропинке. Лиза, Вера, Ваня остались на базе. Макс с Инной полезли на кратер справа. А я и Слава пошли налево. Когда стало круто Слава остался, я полез дальше один.
Вот я выпендриваюсь на вершине кратера
Когда спускался вообще не понимал, как я умудрился по этакому склону подняться. Минут 40 проползал ближайшие на снимке несколько метров. На карачках, потихоньку, рыл ямки в сыпучей золе, что бы в них опираться руками и ногами. Потом по гребню. Голова кружилась. Слава долго меня ждал.
С этой стороны открывался хороший вид внутренности кратера вулкана, куда пошли Юра, Оксана и Маша. Интересно, что днём раньше всё это пространство большую часть времени сплошняком было заполнено едким дымом, так что дно почти не проглядывалось. В этот день вместо этого огромного дымового столба остались заметны только маленькие очаги.
По другую внешнюю сторону края кратера во многих местах местах былы заметны струйки дыма вырывавшиеся из под земли.
На следующий день проявили любопытство и подошли вплотную к струйке дыма. Источником оказалась вот такая вот хреновина с вентилем. Во избежание природной катастрофы перекрывать вентиль не стали.
Пар вырывался с шумом и теплом. Я влез фо втагрфию для того, чтобы понятен был масштаб. Прозвучало предложение приготовить на этом газу еду.

Продолжение

За нами вернулся водила и повёз через город в следующую часть путешествия. По дороге Юра очень интересовался, где в Петропавловске приобрести Пиво. На ответ, что Пиво в Петропавловске продаётся везде, Юра очень обрадовался и заявил, что больше его сейчас ничего не интересует.

Дальше мы попали в Налычевский заповедник. К основному кордону вела весьма утоптанная тропинка длиной 47 км. Она тянулась по долине вдоль горной речки с пологим подъёмом, дальше через перевал. Тропинка одна, по сторонам дремучие заросли. Слава пожаловался, что ощущает себя вьючным животным, запряжённым рюкзаком.
Прошли мы 22 км до первого кордона к 5 вечера. Впереди ещё 25 км и перевал. Я стал зазывать всех пройти ещё 5 км до следующего кордона. Кричал, махал руками и ногами, убеждал, что иначе завтра тяжелее будет. Но меня проигнорировали. Неудовлетворёный, притащил кучу дров, которых как некоторые утверждали "здесь не было". А в 9 вечера полез на вершину соседней горки. Намеревался за час сгонять на вершину и обратно. Наивный! Только до верха карабкался часа три.
В начале пересёк нехилый ручей. Перешёл вброд по колено. Удивился и обрадовался, что меня всё-таки не снесло. Один носок только уплыл. Смеркалось. Оказавшись на том берегу подумал, что пересекать обратно ручей лучше по светлому, то есть утром. И лучше в другом месте. Как видите человек я разумный. Разум из меня так и прёт. Дальше были дебри, заросли, стланик, скалы. Это только издалека холм кажется пологим. На самом деле сплошные выщерблены. И ещё перед той вершиной холм, который сразу мне был не заметен. Горка то дальше. По дороге посеял футляр от фотоаппарата. На верху я очутился в полночь. Посветил с вершины, как и обещал, своей группе фонариком. Разжёг на вершине костёр. Потом опомнился, и потушил. Здесь же заповедник! Это только кажется, что вершина голая и жечь там нечего. На самом деле там обширные заросли стланника и дров навалом. Ожидавшие меня внизу сигнализировали что-то открывая и закрывая костёр, как я думал на азбуке Морзе. Я им тоже хотел передать на языке мигающего фонарика, что я здесь живой, здоровый, погода здесь отличная, ложитесь спать, за меня не волнуйтесь, утром прийду. Но, к сожалению из азбуки Морзе я знал только три буквы "СОС", то есть не в тему. Сотовая связь на вершине работала, а внизу нет. Отослал кучу смс-ок, в том числе домой, что бы повыпендриваться и описывая тревожность ситуации, тому человеку, кто вероятно за меня волноваться не будет, но заинтересуется. Так впоследствии и оказалось.
Ещё экспериментировал с фотографированием с долгой выдержкой. Результат не очень. Зато мне дано было заглянуть за ту сторону. Любовался на звёздное небо. С погодой повезло, ночь была ясная и тёплая. Часам к 2 стало холодно. Нашёл место поудобней. Наломал дров, которых навалом на расстоянии вытянутой руки. Разжёг 2 костра и спал между ними. Просыпался, подкладывал, опять спал.
Утром стал спускаться. Шёл по ручью, потом по росе. Потом вброд тот самый ручей переходил, но в нестрашном месте. Пришёл по грудь мокрый. Некоторые в это время только просыпались. Допросов мне не устраивали. Слава навязывал мне 2 рюкзака, чтоб как у парашютиста, в надежде что я всё-таки замучаюсь и подвигов делать не смогу.
Можно конечно дополнить рассказ описанием встречи с медведем. Как я его завалил голыми руками. Нет, одного мало, трёх медведей. Потом построил из их шкур убежище. Версия интересная. Её Ваня придумал.
Двинулись вдоль ручья к перевалу. По дороге сбылся долгожданный случай. Мы остановились у ручья. Девчёнки отошли вдоль ручья по своим делам. Потом бегом возвращаются и кричат: "Медвееедь!". На той стороны от ручья показался самый что ни на есть он. Все кинулись к рюкзакам. Оксана потом рассказывала, что подумала все щаз похватают рюкзаки и побегут. Ага, как же. За фотоаппаратами полезли. Ваня правда достал чашку и ложку, видимо, на случае нападения приготовился пугать медведя.
Как ни в чём не бывало, я прошёл эти 25 км с перевалом. Когда добрались, все пошли в термальную ванну, а я всё-таки обессилил.
Медведей живьём видели дважды, а вот следов полно. Интересная у Славы фотография. Рядом следы человека и медвежонка.
Где то в центре Налычевского заповедника, где мы были, образовался вот такой ориентир. На столбе таблички с надписями с стрелочками и указанием расстояний. Я был возмущён, что таблички с названием моего родного города там не было.
Намеревался изготовить табличку из ствола каменной берёзы. Нашёл бревно примерно за 12 километров, привязал к рюкзаку и пёр. Однако на полпути поменял бревно на доску от ящика (наверное из под водки).
Из ремнабора изготовил надпись и крепление. Растолкал соседние таблички и втиснул свою. Прилепил низко. Высоко забираться по чужим табличкам я не стал.
В день отъезда водила нас свозил на самый что ни на есть Тихий окиян. Сбылась мечта окунуться в нём. Ну как? Чтобы побывать на Камчатке и не окунуться в Тихом океяне!
Интересно, что изначально планировали в конце путешествия провести у океяна хотя бы пару дней. Маршрут усложнился, и было решено попасть к океяну хоть на несколько чясов. В реальности дул прмозглый влажный ветер, моросил дождь, на берегу был только чёрный песок и вода +7 градусов. Так что нескольких минут вполне хватило.
На обратную дорогу я затарился тёмным камчатским пивом. Одна полторашка ушла на коротание дороги в самолёте.
К самолёту нас доставил вот такой вот весёлый фургончик.

В описании мной были использованы, помимо моих, некоторые фотографии Славы, Веры, Макса, Юры. Наверное кое какие мысли Инны, упомянутые в рассказе фразы.